Сенат Олий Мажлиса одобрил выпуск облигаций ООО

Существенно смягчились требования к выпускам облигаций и внедрены новые возможности для обществ с ограниченной ответственностью по привлечению внешнего финансирования, альтернативой традиционному банковскому кредиту теперь будет выпуск корпоративных облигаций.

19 июня т.г. состоялось пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В ходе заседания сенаторы большинством голосов одобрили законопроект, предусматривающий снятие ограничительных норм по выпуску корпоративных облигаций и разрешение их выпуска обществами с ограниченной ответственностью.

«Принято долгожданное изменение в законодательство о рынке ценных бумаг, инициированное Агентством еще год назад, что позволит устранить ограничения и разрешит ООО выпускать облигации, а также значительно смягчит регулятивные требования к ним», отметил директор Агентства по развитию рынка капитала Атабек Назиров.

До настоящего времени корпоративные облигации могли выпускать только акционерные общества и коммерческие банки, в пределах своего капитала, при наличии трех летней положительной финансовой деятельности и рейтинга. При этом требования к эмитенту по выпуску облигаций делали этот инструмент непривлекательным источником финансирования даже для многих акционерных обществ.

Несмотря на то, что корпоративные облигации являются удобной альтернативой банковскому финансированию, подобные жесткие нормы существенно сокращали перечень организаций, которые могли обратиться к данному инструменту. Это обстоятельство, в свою очередь, становилось причиной резкого сокращения количества и объемов корпоративных облигаций, находящихся в обращении за последние годы.

В частности, в период 2010-2018 годов количество корпоративных облигаций в обращении снизились с 41 до 17 ед., а их объемы с 512 млрд до 198 млрд сумов, что составляет всего лишь 0,2% от суммы выпущенных акций.

В стране действует более 148 тысяч предприятий в форме общества с ограниченной ответственностью, осуществляющих свою деятельность в различных секторах экономики. Все эти предприятия, зачастую более привлекательные для инвестиций, чем акционерные общества, не имеют альтернативы финансирования банковскому кредиту, и корпоративные облигации могут стать такой альтернативой.

«Предоставление возможности привлечения долгового финансирования для организаций в форме ООО является одним из наиболее ожидаемых как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны потенциальных эмитентов, изменений в законодательство, которое обсуждалось уже более 10 лет. Это должно помочь расширить перечень источников финансирования частных проектов, а также возродить корпоративный долговой рынок в стране, что будет содействовать вовлечению в оборот временно свободных средств населения и компаний, и способствовать переводу части сбережений из иностранной в национальную валюту», прокомментировал партнер инвестиционной компании Avesta Investment Group Карен Срапионов.

В связи с этим, Сенат одобрил законопроект, разработанный Агентством по развитию рынка капитала, предусматривающий:

1️. Разрешение выпуска облигаций обществам с ограниченной ответственностью (ООО) с распространением на них требований по внешнему аудиту, по финансовой отчетности, по раскрытию информации и прочих требований, которые требуются от акционерных обществ;

2️. Отмену нормы выпуска корпоративных облигаций в пределах размера собственного капитала компании, требование по залоговому обеспечению эмиссии корпоративных облигаций, а также смягчение требований по трехлетней положительной финансовой отчетности и рейтинга;

3️. Возложение полномочий по установлению условий и определению требований к выпуску корпоративных облигаций на уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг (Агентство по развитию рынка капитала), чтобы способствовать скорому и гибкому отражению современных тенденций и внесению изменений и дополнений в порядок выпуска облигаций с учётом интересов всех участников рынка ценных бумаг, в частности инвесторов.

Принятия данного закона послужит дальнейшему улучшению делового климата страны, широкому и активному привлечению свободных средств населения и инвесторов в экономику республики, тем самым снижению зависимости предприятий реального сектора от банковского кредитования (уменьшится нагрузка на банковский сектор) и государственных гарантий, а также кардинальному сокращению государственного участия в экономике.